Гусария

Польские крылатые гусары
Автор статьи Здислав Жигульский (Zdzislaw Zygulski), перевод с польского и адаптация текста, Арсентий Красницкий


  
Польские вооружённые силы, сражаясь на стороне союзников во Второй мировой войне, носили в виде значка символическое крыло, почти вертикальное, немного изогнутое сверху. Эта эмблема была взята из старой польской военной традиции - большие крылья из дерева и перьев были эмблемой польской гусарской кавалерии, которая образовалась в начале XVI в. Она была победоносной на многих полях сражений (особенно в войнах против Москвы, Швеции, татар и Турции) и просуществовала почти до середины XVIII в.
  

 
Гусары были возрождены заново в национальных романтических легендах XIX и XX вв. и посмертно обрели репутацию непобедимости. Как и в любых других формациях разного времени и разных армий, они встречали и поражения, и победы, последние, как правило, одерживались над хорошо вооружёнными отрядами мушкетёров. Не надо путать этих гусар с легкой кавалерией исконно венгерского происхождения, которая была популярна во многих армиях (в том числе и в Польше) после XVIII в. Воинское формирование, которому посвящена статья, также произошло из Венгрии, но на польской земле оно быстро изменилось и стало удачной комбинацией восточных и западных элементов с сильным преобладанием местных традиций и новаций. В своей развитой форме это была полутяжёлая кавалерия, отличающаяся разнообразием доспехов и оружия, очень оперативная, готовая к выбору наиболее подходящей тактики для немедленного реагирования. Как правило, гусары были разделены на эскадроны по 150-200 всадников в каждом и атаковали галопом двумя линиями колено к колену, их длинные копья просто шокировали врагов. В ближнем бою они сражались холодным и огнестрельным оружием для ближнего боя, соответственно.
Своими смелыми действиями они оказались лучше западноевропейской кавалерии того времени, особенно кирасиров и карабинеров, которые были более привязаны к более статичной тактике, по которой каждый солдат разряжал своё ружьё и отъезжал за эскадрон для перезарядки. Гусары также могли легко разгромить силы восточной кавалерии, поскольку вооружение восточных всадников было несовершенным и лишено огнестрельного оружия. Иконографические и письменные источники той эпохи и выбор лучших образцов сохранившихся доспехов и оружия в музеях позволяют нам получить представление о польских гусарах.
 
Гусар. Худ. Юзеф Брандт (1841-1915)
 

Ранние гусары (Часть 1)

 
Почти до конца XV в. польская армия и вооружение были под влиянием западного стиля, но постоянные политические и культурные контакты с Востоком изменили направление развития. Система воинской обязанности дворянства была заменена на систему вербовки наёмников. Солдаты рекрутировались в самой стране и за её пределами. В войнах против Московского княжества и татар короли династии Ягеллонов, которые правили в Речи Посполитой, были вынуждены реформировать свои армии, чтобы позволить войскам тренироваться для кампаний в обширных степях, пересечённых заболоченными реками. Тяжёлые кавалеристы в средневековом стиле, закованные в железо с ног до головы, с тонкими копьями были практически бесполезны. В такой ситуации отряды лёгкой гусарской кавалерии, которые формировались в основном в Сербии и Венгрии во времена Маттиаса Корвинуса (Matthias Corvinus) и хорошо себя зарекомендовали в войнах против Турции, были приглашены в Польшу. В списках польской и литовской армий начала XVI в. гусары упоминаются много раз. Их описывают как конных солдат, вооружённых тонкими копьями, щитами и саблями. Термин "Racowie", которые обозначает "Сербы", часто используется в этих источниках, но также упоминаются и некоторые венгерские имена. Слово "гусары" или "гасары" в оригинале звучали как "грабители" на сербском. Эти всадники воевали не только под польским и литовским флагами, но также и за Священную Римскую Империю, изображения гусар в венгерском стиле можно легко найти на гравюрах, иллюстрирующих подвиги Максимилиана I, особенно в книгах Тоерданка (Theuerdank) и Вайскунига (Weisskunig).
Одно из лучших иконографических свидетельств про гусар в начале XVI в. можно найти на масляном рисунке по дереву размером 162x232 см, датирующемуся около 1520 г. и хранящемуся в Национальном музее в Варшаве. На рисунке изображена битва под ОршойИзображение. В этой битве 8 сентября 1514 г. совместные силы Польшы и Литвы одержали блестящую победу над армией Василия III, князя Московского. С некоторыми оговорками эта картина исторически верная, хотя неизвестный художник был склонен к нагромождению и умножению форм в его изображении доспехов и оружия. Должны быть, он был хорошо знаком с работами Альбрехта Дюрера и Лукаса Кранаха Старшего. Польско-Литовская армия показана как состоящая из полностью вооружённых рыцарей в старом стиле, пехоты, артиллерии, легко вооружённых лучников, и новых гусаров. Московские войска полностью состоят из тяжеловооружённой кавалерии бояр.
 

 
Гусары в битве показаны очень точно, с разных углов. Они маршируют по три или четыре всадника в ряд, пересекая Днепр, стреляя, сражаясь и преследуя врага. Копья - это их основное оружие: достаточно тонкие, с одинаковой толщиной по всей длине, с флажками с крестами. При атаке копья находятся в позиции "полрасстояния до конского уха", опираясь на вырез в щите или свободно. Щиты типично венгерские, сделаны из дерева, ассиметричные по форме, изгибающиеся вверх к острой точке сверху одной стороны, раскрашены в яркие полосы (но также есть рондашный выступ посередине).
Сабли также венгерского происхождения, к сожалению, мало изображены в непосредственном действии, в основном показаны спрятанными в большие ножны, украшенные позолоченными и посеребренными пластинками. Некоторые гусары, вероятно, офицеры имеют при себе буздыганы, заткнутые за пояс. Лошади, покрытые накидками, управляются уздечками с тяжёлыми поводьями, сёдла не видны, но стремена показаны почти круглыми, каждое с небольшим шариком снизу. Шпоры очень необычные, прикреплены большими металлическими крыльями, которые закрывают верхнюю часть ноги всадника (нам неизвестен ни один реальный пример шпор такого типа, но некоторые аналоги можно найти на рисунках и гравюрах Альбрехта Дюрера). Защита головы разнообразна и многочисленна, наиболее часто встречается в виде шляп, вероятно, сделанных из чёрного войлока. Как правило, в нижней части и по краям они украшены позолоченными кольцом и плюмажем с металлическим держателем. Также есть каски типа "сахарная голова" с подобным плюмажем, венгерские плоские шляпы с приподнятыми краями, шляпы с большими полями и модные береты.
 
Гусары в Битве под Оршой, 8 сентября 1514 года
 

 
Ранний гусар, начало XVI века
 
На гусарах нет доспехов, но короткие стёганые жупаны могут обеспечить достаточную защиту. Иногда заметны короткие мантильи с длинными рукавами, которые можно сравнить с национальным венгерским элементом костюма, известным как менте. Некоторые гусарские лошади, наверное, офицерские, украшены бунчуками из конского волоса, привязанными под шеей. Некоторые настоящие элементы гусарского вооружения и оснащения XVI в. сохранились. Среди них мы нашли набор венгерских щитов в Magyar Nemzete музее в Будапеште и в Государственной коллекции искусства замка Вавель в Кракове. На некоторых из них изображена эмблема в виде орлиного крыла, но из иконографических источников очевидно, что они были украшены настоящими орлиными крыльями по традиции, пришедшей из Турции (всадники отборных турецких отрядов, которые назывались "дели"Изображение, отличались крыльями и шкурами диких животных). Эти "дели"Изображение хорошо изображены в турецких альбомах Николаса Николая (Nicolas Nicolay), который путешествовал в Стамбул в 1551 г., а затем напечатал свои впечатления.
 

Гусарские доспехи, крылья и шкуры диких животных (Часть 2)

 
В первой половине XVI в. некоторые эскадроны гусар надевали шлемы и доспехи, вероятно, чтобы позволить себе воевать на местах тяжёлых кавалеристов, которые почти полностью исчезли с полей сражений, поскольку устарели. На военных свитках и смотрах того времени (тогда они скрупулезно хранились, так как были основой для компенсации при несчастном случае) самыми важными элементами гусарского вооружения были: шлем, кольчуга, щит и копьё. Сабли, дротики, топоры, луки и колчаны, так же, как и разные виды огнестрельного оружия, стали чаще встречаться во второй половине столетия. После 1550 г. стали упоминаться шкуры леопардов, тигров, медведей и волков, но при их отсутствии гусары теперь носили специальные мантильи на своих плечах. Также с этих времён появляются первые упоминания о больших крыльях из орлиных, журавлиных или страусовых перьев, в последствии раскрашенных в красные, синие или зелёные цвета. В этом отчётливо прослеживаются традиции турецких дели, но форма польских крыльев была необычной: перья вставлялись в ряд в специальные отверстия, просверленные в прямых деревянных досках, которые раскрашивали или покрывали малиновым вельветом и украшали латунью. С помощью специальных металлических стержней, приклёпанных к деревянной основе, крылья удерживались на наспиннике кирасы, на котором были фиксаторы. Если гусару надо было снять крылья или кирасу, он прикреплял крылья к держателям на седле. Гусары без доспеха долгое время встречались в XVI в. и даже позже. Эти польские гусары без доспехов, но с одним длинным крылом из страусовых перьев прекрасно изображены на гравюре Стефано делла Белла (Stefano della Bella), который наблюдал польских рыцарей и солдат в компании польских послов в Риме в 1633 и в Париже в 1645 годах. В то время использовались и гусары в доспехе, и гусары без доспеха, но крылья были главной отличительной чертой этого рода войск. Их функция и значение до сих пор точно неизвестны. Польский гусар, XVII векИзображение, Гусарские товарищи, XVII векИзображение.
 
Крылатый Гусар, первая половина XVII века
 

 
Вооружение польских гусар, XVI век
 
Есть мнение, что в бою шелест крыльев пугал вражеских лошадей, но очевидно, что шелест даже тысяч крыльев потерялся бы в страшной какофонии войны. Была предпринята попытка объяснить назначение крыльев как защиты против лассо, которые использовали восточные всадники, особенно татары, но этот тезис также не был доказан. На самом деле, единственным предназначением крыльев было создание мощной психологической атаки. Рыцарь с крыльями, закованный в доспехи со шкурой дикого животного, должно быть, выглядел как сверхчеловеческое существо, вызывающее у наблюдателя бурю эмоций - панику, уважение и восхищение. Но в самой битве эти длинные, неуклюжие крылья, намертво прикреплённые к спине всадника, вряд ли были полезны. Мы должны признать, что гусары, скорее всего, не одевали крылья в битву, а то и вовсе носили их только на парадах и церемониях.
 

 
Немного позже середины XVI в. большинство гусаров превратилось в тяжёлые отряды, перегруженные вооружением и оснащением. Стефан Баторий, князь Трансильвнский, который был выбран королём Польши в 1576 г., продолжил дальнейшие изменения. Это был человек выдающегося военного таланта, который провёл серию удачных войн против Москвы и планировал большой поход против турков, но внезапно умер, так и не успев реализовать свои планы. Баторий установил новый образец для гусарской кавалерии, сделав её намного более мобильной и дисциплинированной. Он навсегда уничтожил наследие тяжёлых шлемов, деревянных щитов и больших средневековых сёдел, а взамен представил лёгкие шишаки или специальные железные шляпы, легкие полудоспехи, одеваемые на кольчугу или только усиленные металлическими рукавами. Практичные гусарские сёдла и стремена были во многом восточного стиля со шпорами с выступающими шейками. Копья были укорочены, сабли остались обычным видов вооружения, но появилась дополнительная тяжёлая сабля - палаш, который крепился на седле. Кобуры перед седлом хранили два колесцовых пистолета или короткий колесцовый карабин. Чеканы и буздыганы были любимым оружием офицеров. Длинные флажки на копьях, развивающиеся во время атаки, создавали яркую и ужасную картину в глазах противника.
 
Крылатый гусар, XVII век
 

 
Крылатый гусар, начало XVII века
 
Гусарский стиль после реформ Батория полностью показан в так называемом Стокгольмском свиткеИзображение, который сохранился в Livrustkammaren в Стокгольме. Это раскрашенное полотно около 15 метров длиной и 50 см шириной показывает церемониальный въезд короля Жигимонта III Вазы и королевы Констанции в Краков в 1605 г. Позади других военных отрядов два эскадрона гусар в полном облачении и вооружении сопровождают царственную чету. У этих гусаров лёгкие шлемы и кирасы с кольчужными рукавами, по одному крылу с чёрными перьями, леопардовые шкуры и узорчатые килимы на плечах, копья с длинными флажками, сабли и палаши, шпоры польского типа, произошедшего от татаро-турецкого стиля. Примерно с тех же времён происходит неплохой портрет гусарского офицера в Национальном музее Познани и миниатюра двух сражающихся гусар без крыльев в Архиве краковского костёла.
 

 
Небольшое количество предметов гусарского вооружения конца XVI - начала XVII вв. можно найти в польских коллекциях. Несколько шлемов без сомнения местного происхождения сохранилось в Музее польской армии в Варшаве, в Государственной коллекции искусства замка Вавель в Кракове и в оружейной замка Мальборк. Типичный шлем состоит из купола, сделанного из двух половинок, ничем не отличающегося от шлема типа "капалин" или "железная шляпа", популярного в Средние века, но с приделанным плоским козырьком, подвижными наносником, защитой ушей и затылка. На наушниках прорезаны сердечки. Множество таких гусарских шлемов было найдено под Вистулой перед Первой мировой войной. Не смотря на коррозию, форма этих шлемов понятна: они похожи, вероятно, сделаны в одной и той же мастерской для гусарского эскадрона. Шлемы офицеров были обычно более сложными, в то время их обычно привозили из-за границы. Невероятно, но в XVI в. мода на гусар также существовала в Венгрии и в Австрии. Украшенные шишаки в основном производились в Южной Германии, особенно в Нюрнберге. В оружейной Государственной коллекции искусств замка Вавель в Кракове мы нашли два таких шлема, один из них, роскошно позолоченный и украшенный полудрагоценными камнями, ранее принадлежал семье Тышкевичей и датируется около 1550 г. Другой сделан по венгерско-турецкой моде с характерными для Ренессанса мотиввми травления, датируется 1561 г. и ранее принадлежал Радзивиллам.
 
Гусарский шлем, XVII век
 

 
Гусарская кираса венгерско-австрийского типа, конец XVI века
 
Большое количество гусарских кирас конца XVI в. сохранилось в старом арсенале Граца в Австрии, но также есть хорошие образцы в музеях Варшавы, Кракова и Корника. Их форма произошла от итальянского полудоспеха, называемого "anima", сделанного полностью из горизонтальных пластинок, соединённых вместе системой заклёпок и кожаных ремешков. Такие доспехи были популярны около 1530 г., особенно на флоте.
Гусарская кираса венгерско-австрийского типа состоит из нагрудника, наспинника и ожерелья, одеваемого на них. Польские образцы иногда украшены (но, вероятно, позже) латунными розетками или маленькими вазами. Кольчуги или кольчужные рукава, которые носили с такими кирасами, состояли из склёпанных железных колец. Поскольку техника создания кольчуг изменялась очень медленно, невозможно отличить вещи конца XVI в. от вещей, созданных на сто лет позднее.
 
Гусарская кираса в сарматском стиле, конец XVI века
 

 
Польское гусарское седло, конец XVI века
 
Польские гусарские сёдла восточного типа местного производства глубокие, чтобы дать хорошую опору для спины всадника, особенно в момент копейной атаки. Обычно они покрыты вышитой кожей или вельветом, луки сёдел отделаны латунью или серебром, а стремена, в основном так называемого "польского" типа, сильно подвержены влиянию татарского и турецкого стилей. Лучшие образцы сейчас находятся в Livrustkammaren в Стокгольме и в Оружейной палате Московского Кремля. В коллекции Чарторийских Национального музея Кракова мы нашли несколько интересных гусарских шпор из лужёного железа с латунными накладками, типичные своими чрезмерно длинными шейками со звёздочками. В Польше есть достаточно большая коллекция венгерско-польских сабель конца XVI - начала XVII вв., которые использовались как гусарами, так и пехотой. У кавалерийских сабель всегда более длинные клинки, достигающие 80-85 см. Клинки этих сабель делались в Венгрии и в Польше, но лучшие были из Штирии и Италии, в основном из Генуи. Они достаточно большие, большинство имеет несколько долов и выдающиеся елмани. У их рукояток длинные железные рюши, а сами они покрыты чёрной кожей. Такие же и ножны, которые украшены железными и латунными накладками, иногда с прорезными сердечками, очевидно, любимым узором гусар.
 


Strona główna (Главная страница)